В 1955 году вышел на экраны один из первых советских детективов - фильм "Дело Румянцева", можно посмотреть на http://www.ivi.ru/watch/15065
По первоначальной задумке сценаристов Юрия Германа и режиссёра Иосифа Хейфица, молодой водитель грузовика Румянцев, роль которого исполняет Алексей Баталов, попадает в неприятную ситуацию: руководитель автобазы, в которой трудится Румянцев, оказывается человеком с криминальными связями. Ему не составляет морального труда втянуть своего сотрудника в криминальную аферу, в результате которой лишь один водитель Румянцев - честный и порядочный советский гражданин подозревается в хищении советской собственности.
Дело ведёт бездушный сотрудник НКВД, который, действуя в духе сталинских времён, выбивает удобные ему показания у несчастного водителя.
Находясь тюрьме, Румянцев безуспешно пытается бороться, доказывая свою невиновность, в конце концов, он оказывается на грани нервного срыва и теряет всякую надежду.
В процессе создания картины, когда режиссёр Иосиф Хейфиц уже отснял большую часть плёнки, включая сцены пыток в тюрьме и НКВД, ему пришла бумага из Ленинградского обкома партии, в которой старшие партийные товарищи категорически рекомендовали не очернять советскую милицию и судебную систему. Хейфиц пытался отстоять первоначальный замысел картины, но после разговоров с высшим партийным руководством решил не лезть в бутылку, а последовать предписанию и изменить сюжет картины.
Так появился справедливый и принципиальный полковник НКВД Афанасьев (актёр Сергей Лукьянов), который видит в заключённом простого добропорядочного парня. Мудрый и опытный оперативник сам берётся за расследование и находит необходимые зацепки, чтобы выявить всех участников преступной группы.
Даже с таким сюжетом фильм был революционным для того времен.
Стоить отметить, что кинолента вышла на экраны через два года после смерти Сталина, люди послевоенного периода помнили о недавних репрессиях и бесчинствах НКВД.
Показательным является образ доброго компанейского Снегирёва, которого сыграл Евгений Леонов, в обычной жизни он лучший друг и душа компании, но когда его другу грозит тюрьма, он тут же отстраняется. «Ты меня в своё дело не путай» - говорит Снегирёв главному герою.
Этот момент отражает настроения в обществе. Люди боялись иметь дело с милицией и старались дистанцироваться от всевозможных контактов с НКВД.
В процессе подготовки к съёмкам Иосиф Хейфиц детально изучил специфику работы шофёров-дальнерейсовиков, познакомился с работой начальника эксплуатационного отдела автобазы, побывал в детских домах, беседовал с консультантами из ОРУДа и ГАИ, побывал на допросе, приёмном покое «скорой помощи» и общался с живым аферистом.
Режиссёр приложил максимум усилий, чтобы кино не было скучным. В целом фильм получился достаточно зрелищным и динамичным.
В киноленте присутствовали простейшие спецэффекты. Сцена аварии, например, снимали пятью камерами одновременно. В эпизоде, где автомобиль пробивает кирпичную стену, участвует каскадёр, бывший танкист.
Критики того времени видели лишь единственный недостаток детективной ленты - перекос в сторону мелодрамы, но Хейфиц не мог не включить в фильм истории романтического знакомства, любви с первого взгляда и внезапного расставания. Казалось Алексей Баталов и Нелли Подгорная (в роли Клавдии) в этом фильме были созданы друг для друга. Образы получились столь яркими, что вся страна с удовольствием сопереживала этой любовной истории.
Приятного просмотра!
Свежие комментарии